Практическое занятие «Уравнение ионообменных реакций»

Важную роль при формировании навыков практической деятельности у учащихся играет химический эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания. С помощью оборудования центра «Точка роста» Дубянская Татьяна Марковна, учитель химии, 9 октября провела практическое занятие: «Уравнение ионообменных реакций» с учащимися 11 класса. В данной работе обучающиеся продолжают изучать ионообменные реакции, следя за электропроводностью растворов. Для проведение экспериментального исследования обучающимся было необходимо приготовить два раствора – хлорид бария и сульфат натрия. Вычисление электропроводности полученных растворов производилось с использованием датчика электропроводности: сначала по отдельности, а далее при смешении растворов.
Из опыта сделали вывод, что электропроводность исходных растворов была примерно одинакова, а после смешения уменьшилась примерно в два раза. Значит, в результате реакции из раствора выпала примерно половина ионов. Но другая половина осталась в растворе.
Многие химические реакции происходят в растворах, которые содержат ионы. Поэтому реакции в растворах электролитов фактически сводятся к реакциям между ионами. Реакции ионного обмена можно составить в виде полных и сокращённых ионных уравнений. Именно сокращённая ионная форма уравнения отражает суть прошедшей химической реакции. Поэтому
после проведения экспериментального исследования обучающиеся составили уравнения полученных ионнообменных реакций.